Проблема финансовой обеспеченности (или необеспеченности) так хорошо знакома российскому студенту, что рассуждать о ее значимости, пожалуй, ни к чему. Этой проблемы касались классики отечественной литературы, она нашла отражение в произведениях современного фольклора, с ней сталкивался почти каждый из нас. Не будем кокетничать и, взяв на вооружение непреложные истины диалектического материализма, скажем: голодный студент не будет эффективен (за теми редкими исключениями, когда перед нами студент-аскет на своем пути к просветлению). Учебу в первом университете страны не каждому удается совмещать с приносящей доход трудовой деятельностью, а сидеть на шее у родителей уже не комильфо. Одним из источников финансирования дефицита студенческого бюджета может быть повышенная академическая стипендия.

Назначение повышенной стипендии регламентируется Правилами, утвержденными нормативным правовым актом – Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. N 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования». Следует помнить, что претендовать на получение повышенной академической стипендии могут только те студенты, которые на момент ее назначения получают, условно говоря, «обычную» академическую стипендию. Выделяются пять областей деятельности, достижения в которых могут поощряться рублем: учебная, научно-исследовательская, общественная, культурно-творческая и спортивная. При этом повышенная стипендия может назначаться как тем, чьи успехи сконцентрированы в одной из названных сфер, так и тем, кто проявил себя как разносторонняя личность. Какие достижения служат основанием для назначения повышенной стипендии? Критерии, которым они должны соответствовать, в общем виде сформулированы в упомянутом постановлении Правительства, однако невозможно игнорировать и то обстоятельство, что каждый институт и факультет Университета представляет собой неповторимый микрокосм, живущий своей особенной жизнью. Чтобы учесть специфику учебной, научной, культурной и спортивной деятельности студентов каждого направления, Ученый совет СПбГУ утверждает уточненные критерии для каждого из них. Эти критерии публикуются в соответствующем разделе сайта Управления по работе с молодежью, как и вся информация, касающаяся назначения повышенной стипендии.

Ключевую роль в формулировании данных критериев играют студенческие советы. Именно студенческие советы предлагают разработанную ими систему критериев Ученому совету для их дальнейшего утверждения. На студенческие советы возлагается ответственная задача определения тех конкретных результатов деятельности, которые должны заслужить материального поощрения. Выплата повышенной стипендии, несомненно, выполняет стимулирующую функцию. Денежные средства должны быть направлены в те сферы деятельности, развитие которых рассматривается студентами данного направления обучения в качестве актуальной задачи. Всякое достижение оценивается определенным количеством баллов; баллы, набранные каждым студентом, суммируются; составляется рейтинг. Затем Стипендиальная комиссия принимает решение о назначении студентам, занимающим верхние строчки рейтинга, повышенной стипендии. Число таких студентов составляет 10% от числа обучающихся данного направления, получающих «обычную» стипендию в данном семестре. Например, если на данном факультете «обычную» стипендию в текущем семестре получают 120 человек, то повышенная стипендия будет назначена студентам, занимающим первые 12 позиций рейтинга. Студенческие советы ведут кропотливую работу по совершенствованию системы критериев, в том числе определяя, какое количество баллов должно присуждаться за то или иное достижение. Такое решение является во многом стратегическим, определяющим приоритеты для того или иного факультета или института. Таким образом, членам студенческих советов доверяется решение наиважнейшего вопроса о приоритетах той социальной группы, интересы которой они выражают. Безусловно, каждый из нас заинтересован в том, чтобы оправдать оказанное ему доверие. Этого можно добиться лишь безошибочно сняв «социальный заказ», существующий в локальных сообществах студентов. Будучи интегрированными в эти сообщества, именно члены студенческих советов, а не должностные лица Университета, способны решить поставленную задачу. При этом решение этой задачи, связанное с предельно точной артикуляцией коллективного интереса, невозможно без активного участия как можно большего числа студентов. Поэтому студенческими советами приветствуются предложения о совершенствовании критериев назначения повышенной стипендии.

Для того чтобы участвовать в конкурсе на назначение повышенной стипендии, студент должен в установленные сроки подать заместителю начальника Управления по работе с молодежью по своему направлению заявление-анкету с указанием достижений, подтвердив их надлежащим образом оформленными документами: дипломами, справками, письмами, выписками из приказов и т. п. Бланки заявлений также размещаются на сайте Управления по работе с молодежью. Обработка поступивших заявлений и документов, подсчет суммы набранных баллов и составление рейтинга – задачи, возложенные на счетные комиссии, которые формируются из числа членов студенческих советов. Счетные комиссии должны быть беспристрастны и объективны и обеспечить максимально прозрачную процедуру подсчета набранных баллов. Эта цель может достигаться путем использования различных организационных механизмов: присутствия наблюдателей, опубликования всех рабочих материалов, итоговых таблиц с комментариями и т. д. Предложения студентов, касающиеся совершенствования таких механизмов, также приветствуются. Счетные комиссии связаны утвержденной системой критериев и лишены широкой свободы усмотрения, однако принятые решения о выставленных баллах обосновываются представителями счетных комиссий на заседаниях Стипендиальных комиссий по направлениям. В состав Стипендиальной комиссии входят представители администрации Университета и члены студенческих советов каждого направления подготовки, в отношении которых данная комиссия выполняет свои функции.

Таким образом, члены студенческих советов участвуют в процессе назначения повышенной стипендии на всех его этапах. Именно от них во многом зависит, кому и за что будет назначена повышенная стипендия. Заметим, что речь идет о значительных денежных суммах, составляющих существенную часть стипендиального фонда СПбГУ. Та роль, которую играет студенческий совет в принятии решения об использовании этих средств, несомненно, свидетельствует о значимости этого органа в структуре управления Университетом.