Председатель Студенческого совета биолого-почвенного факультета Сукрустик Виктор: Для определения того, кому выплачивать повышенную стипендию, необходимо произвести подсчет студентов, сдающих сессию на «отлично», и исходя из этого, Стипендиальная комиссия должна составить список претендентов. Также, возможно, необходимо учитывать социальную активность, участие в мероприятиях, конкурсах, конференциях, олимпиадах. Однако, решение должно приниматься в пределах каждого факультета, чтобы принималась в расчет специфика обучения на каждом. Несмотря на то, что на некоторых факультетах успеваемость выше, на них, как правило, выше и отсев студентов, и исходя из этого, можно предположить, что стипендиальный фонд будет перераспределяться.
Председатель Студенческого совета факультета искусств Соловская Алина: Установить минимальную материальную поддержку (например, добавка к стипендии в размере 30-50%от неё) за староство и членство в студенческом совете так это поможет повысить активность и желание принимать на себя все заботы с этим связанные (постоянно звонить одногруппникам (что стоит денег), за всех отвечать, участвовать в общественной жизни университета и т.д).
Председатель Студенческого совета факультета политологии Егельская Анна: Выплачивать повышенную стипендию студентам, обучающимся по очной форме за счет средств федерального бюджета, сдавшим сессию на «отлично» и «хорошо», в течение семестра, следующего за данной сессией. Предлагаем установить размер повышенной стипендии: 1)1,5 обычной стипендии (т.е. при нынешней стипендии это 1100 рублей *1,5=1650 рублей), либо 2) на 1000 рублей выше обычной стипендии (т.е. при нынешней стипендии это 1100+1000=2100 рублей).
Председатель Студенческого совета факультета стоматологии и медицинских технологий Иванова Мария:
-
Введение повышенных стипендий для студентов, сдавших последнюю сессию на оценки «отлично».
-
Введение повышенных стипендий для студентов, являющихся активными членами студенческого совета
Вопросы, возникшие при обсуждении:
1. Возможность суммирования стипендий, указанных в пунктах 1 и 2.
2. Возможность увеличения суммы стипендии из пункта 1 при сдаче нескольких сессий подряд на оценки «отлично».
Председатель Студенческого совета философского факультета Радюк Любовь: Высказывали просьбу по поводу повышенной стипендии за хорошую и отличную успеваемость, установление премий за активную научную деятельность. Однако этот вопрос требует более длительной проработки, так как здесь большой объем сопутствующих вопросов и мнений. Не так легко выделить категории повышенной стипендии. Возможно, здесь уместна будет рейтинговая система. И здесь также надо учитывать мнения обучающихся, поэтому надо провести опрос у студентов
факультета. Для учета большинства пожеланий студентов возможность проведения такого опроса появится только к сентябрю.
Председатель Студенческого совета химического факультета Горбунов Артем: Установить повышенную стипендию за хорошую и отличную успеваемость.
Председатель Студенческого совета юридического факультета Нургалиев Жанат: Государственная академическая стипендия в повышенном размере традиционно признается, с одной стороны, стимулирующим, с другой стороны, поощрительным механизмом, призванным увеличить мотивированность обучающихся к прохождению промежуточной аттестации с высокими положительными результатами.
Предпосылками для использования данного механизма в Санкт-Петербургском государственном университете (далее - СПбГУ) являются нормы Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся в СПбГУ, утвержденного Приказом Ректора СПбГУ от 1 сентября 2009 года №1507/1 (далее - Положение о стипендиальном обеспечении), в пунктах 4.11-4.12 которого указывается, что:
- студентам, проявившим особые успехи в учебной, научной или общественной деятельности и (или) сдавшим по результатам последней промежуточной аттестации зачеты на оценку «зачтено» и экзамены на оценки «отлично», или «хорошо» и «отлично», или «хорошо», может быть назначена государственная академическая стипендия в повышенном размере;
- размер и порядок назначения и выплаты государственной академической стипендии в повышенном размере устанавливается приказом Ректора или уполномоченного им лица;
- решение о назначении студентам государственной академической стипендии в повышенном размере принимают стипендиальные комиссии. Основанием для издания приказа Ректора или уполномоченного им лица о назначении государственных академических стипендий в повышенном размере является представление председателя стипендиальной комиссии.
В этой связи представляется целесообразным выработать решение, касающееся возможности/невозможности дифференцированных подходов к назначению и выплате государственной академической стипендии в повышенном размере в зависимости от направлений подготовки (специальности) обучающихся, поскольку различия в средних академических показателях в рамках направлений подготовки (специальности) обучающихся предопределяют разницу в размере возможных сумм государственной академической стипендии в повышенном размере, а тем самым и ее «ценность» для каждого конкретного лица. Соответственно, логичным видится проведение сравнительного анализа отчетов об итогах промежуточных аттестаций в рамках различных направлений подготовки (специальности) обучающихся с целью выявления объективных возможностей установления сумм государственной академической стипендии в повышенном размере, которые можно было бы оценить как адекватный стимул и поощрение за успехи в образовательном процессе.
На сегодняшний день по данным, предоставленным Администрацией Юридического факультета СПбГУ, по направлению подготовки «Юриспруденция» 030500 по итогам летней промежуточной аттестации 2009/2010 учебного года по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета от общего количества студентов на период начала промежуточной аттестации (412 обучающихся) все формы промежуточной аттестации были пройдены 218 обучающимися, из которых исключительно оценки «отлично» получили 22 обучающихся, оценки «отлично» и «хорошо» - 88 обучающихся, исключительно оценки «хорошо» - 1 обучающийся. По итогам зимней промежуточной аттестации 2010/2011 учебного года по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета от общего количества студентов на период начала промежуточной аттестации (581 обучающийся) все формы промежуточной аттестации были пройдены 346 обучающимися, из которых исключительно оценки «отлично» получили 50 обучающихся, оценки «отлично» и «хорошо» - 152 обучающихся, исключительно оценки «хорошо» - 3 обучающихся. Таким образом, по направлению подготовки «Юриспруденция» 030500 около 30% только обучающихся по итогам промежуточных аттестаций, сдав зачеты на оценку «зачтено» и экзамены на оценки «отлично», или «хорошо» и «отлично», или «хорошо» получают государственную академическую стипендию, что, как представляется, позволяет ставить вопрос о возможности направления остающихся невостребованными 70% средств Стипендиального фонда, изначально предполагающихся для выплаты государственных академических стипендий студентам Юридического факультета СПбГУ, на цели предоставления обучающимся государственных академических стипендий в повышенном размере.
Вместе с тем нельзя исключать вероятность существования таких направлений подготовки (специальности), где с учетом специфики построения образовательного процесса у достаточного количества обучающихся наблюдаются высокие академические показатели, и соответственно размер «повышенной» государственной академической стипендии будет минимальным, поскольку процент невостребованных средств Стипендиального фонда не будет являться значительным, что автоматически дезавуирует «ценность» подобной выплаты для каждого конкретного лица.
В данном случае можно предложить следующий вариант разрешения указанной ситуации. Необходимо предоставить возможность на основании правил, сформулированных в пунктах 4.11-4.12 Положения о стипендиальном обеспечении, решать вопрос о предоставлении государственной академической стипендии обучающимся в повышенном размере с учетом объективных условий (статистических показателей промежуточных аттестаций за определенный период, количества обучающихся, демонстрирующих особые успехи в учебной, научной и общественной деятельности и т.д.), имеющих место на конкретных направлениях подготовки (специальности), Стипендиальным комиссиям, на основании представления которых ректор или уполномоченное им лицо будет издавать соответствующий приказ. При этом нельзя не обратить внимание на то, что несмотря на то, что подобный подход с точки зрения финансово-экономической составляющей является достаточно логичным, большой объем дискреционных полномочий Стипендиальных комиссий может быть поставлен под сомнение с позиций обеспечения равенства статуса обучающихся СПбГУ, в связи с чем следует уточнить нормы, закрепленные в пунктах 4.11-4.12 Положения о стипендиальном обеспечении, дающие на сегодняшний день исключительно рамочное регулирование условий предоставления государственной академической стипендии в повышенном размере. Так, обязательной представляется конкретизация понятий:
-
«особые успехи в учебной деятельности»;
-
«особые успехи в научной деятельности»;
-
«особые успехи в общественной деятельности».
Кроме того, централизованно должен быть решен вопрос о порядке принятия решений о суммах, предполагаемых к распределению, а также о доведении до Стипендиальных комиссий данной информации.
Председатель Студенческого совета факультета социологии Чернышева Любовь: Считаем, что установление повышенной стипендии для отличников необходимостью. Возможность получать повышенную стипендию - дополнительный стимул хорошо учиться. Также предлагаем материально поощрять работу старост академических групп, как это делается во многих ВУЗах.