Как долго человеческая память может хранить информацию? Месяц, год, полвека…
Закрой глаза, выпрями спину, расслабь плечи и попытайся отдалиться от настоящего, от сегодняшней вечерней пробежки в парке, вкусного ужина в столовой и просмотра очередного вновь вышедшего кинофильма. Что первое приходить тебе на ум? Какие картинки промелькнули в твоей голове? Мамины руки или долгожданный подарок на день рождения, а может наоборот, что-то томное, приглушенно-мрачноватое, какие-то воспоминания, которые ты пытаешься вытолкнуть из своего подсознания, но их корни слишком глубоко укрепились там. Как долго ты будешь помнить эти моменты? Говорят, что когда в жизни появляется что-то новое, то старое быстро забывается. Но порой, бредя по какой-нибудь узкой питерской улочке ты ненароком можешь уловить запах свежеиспеченных булочек и вдруг в твоем сознании начинают всплывать картинки из давно забытого прошлого. Ты видишь пожилую седовласую женщину в кухонном фартуке, руки и кончик носа измазаны в муке, около раскатанного теста лежит скалка, а в духовой печи уже во всю пыхтят круглощёкие, загорелые пирожки с яблочной начинкой-любимое угощенье детства. Такие мелочи помогают нам освежить память и отворить потайные дверцы, ключи от которых, казалось, уже давным-давно потеряны. Ключики от дверей - это запахи, звуки, ненароком услышанная песня по радио, долетевшая сквозь толпу фраза и т. п. Что возникает в твоей памяти, если вдруг произнести до боли знакомые всем фамилии Сурикова, Шишкина, Репина, Брюллова, Васнецова…. Дай угадаю. Откуда-то из далека доносятся ели слышные звуки фортепиано, за ними ты слышишь звучание скрипки и на переднем плане ловко орудует дирижёр, а может сцена, вся увешенная декорациями и актёры, старательно исполняющие уготованные им заранее роли?
Скорее всего, нет. Не это первое пришло к тебе на ум. Холст, на нем что-то изображено, давай приглядимся получше. Я вижу лес, упавшее дерево, хм, медведь? Да, медведь! А вот ручей и около него девушка, скорее всего крестьянка, загадочно склонившая свою русую голову на колени.
Вот он, один из способов сохранения памяти. Живопись! Художники передали нам сюжеты, происходившие задолго до нашего появления на свет. На пару минут мы можем ощутить себя там, около реки или в лесу. Как ни прискорбно это осознавать, но в царской Руси не все имели доступ к прекрасным творениям поистине талантливых людей. В 1870 году появилось Товарищество передвижных художественных выставок, главной целью которого было распространения живописи среди крестьян; картины, которые люди могли увидеть воочию, соприкоснуться с искусством.
В Университет также решили продолжить бывалую традицию Передвижников и под предводительством Марины Носовой https://vk.com/nosyash в СПбГУ с начала осени стартовала передвижная выставка работ студентов нашего университета. Нам удалось пообщаться с музой данного проекта.
«Идея пришла пару лет назад студентке кафедры "Мастерства художника кино и телевидения".
Дело в том, что наш факультет довольно молодой (всего 6 лет) и маленький. Многие студенты даже не знают о его существовании и путают с факультетом свободных искусств и наук. Тем не менее, наши студенты делают чудесные работы в графике, живописи, которые украшают многие выставки и стены нашего факультета.
Но у нас их слишком много, они пылятся в фондах факультета, в то время как стены десятков корпусов университета уныло пустуют, нуждаясь в украшении.
Таким образом, мы можем помочь друг другу: мы выставляем свои работы на разных факультетах, тем самым рассказывая университету о нас, а факультеты получают оживленные стены своих зданий.
Тогда 2 года назад, ещё при председательстве Альберта, Студсовет СПбГУ очень хорошо поддержал эту идею, но девушка, проявившая инициативу внезапно ушла в академический отпуск, и идея не пошла дальше, но осталась в нашей памяти.
Мне кажется, эта идея – прекрасная возможность для межфакультетского сотрудничества, которое может перерасти в хорошую ежегодную традицию. Какие-то факультеты это подстегнёт к развитию своих пространств, обустройству их для возможности экспонирования.
Поэтому захотелось эту идею возродить и попробовать реализовать.
Ещё весной этого года нас поддержало УРМ по нашему курсу и закупило нам 40 остеклённых рам, чтобы мы смогли оформить работы одинаково.
Пока что я собираю информацию, какие факультеты могли бы и хотели нас принять. У кого-то из них есть оборудованные площадки, у кого-то – только желание облагородить учебные коридоры, что тоже замечательно.
Планируется, что экспозиция из 2-3 десятков работ будет перемещаться по зданиям университета, задерживаясь на каждом, например, на месяц (в зависимости от количества желающих принять нас факультетов). Вместе с активистами с факультетов мы будем вешать рамы. Надеемся, что УРМ разных направлений поможет нам с транспортировкой работ.
Для первого раза мы выбрали работы и тематику полегче – этюдные работы с наших пленэров.
И ещё один момент, про ребят, у которых нет оборудованных помещений. Исправить это не так трудно, как кажется. Нужно просто найти подходящее помещение на своём факультете: холл или широкий коридор со свободными стенами. Поинтересоваться у коменданта здания, реально ли произвести небольшую модерацию, а именно под потолком приделать несколько деревянных реек с гвоздиками или самых дешевых тонких карнизов. Если комендант не против, обратиться к УРМ за помощью, смогут ли они проспонсировать сие небольшое дело.
Закупить это дело и установить.
Кажется, что это невозможно, но мы такое сделали в своём здании на необорудованном этаже. Правда, с финансами нам помогла кафедра, а с организацией - преподаватель.
Но попробовать можно...»
Дорогие студенты, давайте вместе поможем не угаснуть идее, как это случилось в 1923 году с Передвижниками.
Несите красоту в ваших сердцах и мир вокруг вас станет на пару мгновений прекраснее.
С вопросами и предложениями просьба писать
Марине Носовой https://vk.com/nosyash
Материал подготовила:
Валентина Хохрина
Работа: Александр Грознов
Техника: акварель