Образовательный выезд представителей студенческих советов и профбюро факультетов 24-25 ноября 2012 года
24-25 ноября на площадке Студгородка СПбГУ в Петергофе состоялся выезд Студенческого совета СПбГУ с участием активистов студенческих советов и профбюро факультетов. В соответствии с планом выезда, утвержденным ранее на заседаниях Студсовета, утром в субботу 24.11.2012 студенты, проживающие в Санкт-Петербурге, прибыли на автобусе в Студгородок, где к ним присоединились коллеги, проживающие в общежитиях.
Образовательный выезд представителей студенческих советов и профбюро факультетов 24-25 ноября 2012 года
24-25 ноября на площадке Студгородка СПбГУ в Петергофе состоялся выезд Студенческого совета СПбГУ с участием активистов студенческих советов и профбюро факультетов. В соответствии с планом выезда, утвержденным ранее на заседаниях Студсовета, утром в субботу 24.11.2012 студенты, проживающие в Санкт-Петербурге, прибыли на автобусе в Студгородок, где к ним присоединились коллеги, проживающие в общежитиях.
План выезда:
День |
Время |
Мероприятие |
Сб |
09:00 |
Отъезд из СПб от ст.м. «Кировский завод» |
11:00-14:00 |
Тренинги |
|
14:00-15:00 |
Обед |
|
15:00-19:00 |
Заседание |
|
19:00-20:00 |
Ужин |
|
20:00-23:00 |
Заседание |
|
23:00 |
Отбой |
|
Вс |
09:30-10:30 |
Завтрак |
10:30-14:00 |
Заседание |
|
14:00-15:00 |
Сборы |
|
15:00 |
Отъезд в СПб |
Повестка заседаний выезда:
1.Выборы заместителя председателя Студсовета СПбГУ.
2.Итоги назначения повышенной академической стипендии, обсуждение проблем, с которыми столкнулись члены студсоветов при составлении рейтингов.
3.Обсуждение способов оптимизации работы Студсовета СПбГУ.
В выезде участвовали 22 члена Студенческого совета СПбГУ (из 41). Из них 17 председателей студенческих советов факультетов (из 24):
1.Биолого-почвенного,
2.Восточного,
3.ВШМ,
4.Географии и геоэкологии,
5.Геологического,
6.Журналистики,
7.Искусств,
8.Исторического,
9.Математико-механического,
10.Международных отношений,
11.ПМ-ПУ,
12.Психологии,
13.Социологии,
14.Стоматологии и медицинских технологий,
15.Филологического,
16.Философского,
17.Юридического.
К сожалению, не смогли присутствовать председатели студсоветов факультетов Свободных искусств и наук, Химического, Физического, Прикладных коммуникаций, Медицинского, Экономического, Политологии.
В выезде участвовали 5 председателей профбюро студентов и аспирантов факультетов (из 16):
1.Биолого-почвенного,
2.Геологического,
3.Свободных искусств и наук,
4.Физического,
5.Химического.
Председатель Профсоюзной организации студентов и аспирантов СПбГУ не смог принять участие в выезде в связи с командировкой в Москву.
Таким образом, Студсовет СПбГУ на выезде был представлен 22 обучающимися с 20 факультетов. Кроме этого, в выезде приняли участие наиболее активные члены студсоветов и профбюро факультетов – 26 человек с 16 факультетов:
ПМ-ПУ – 1,
Восточный – 3,
Стоматологии и медицинских технологий – 4,
Журналистики – 1.
Искусств – 1,
Юридический – 2,
Психологии – 2,
Философский – 3,
Географии и геоэкологии – 1,
Биолого-почвенный – 1,
Исторический – 2,
Экономический – 1,
Социологии – 1,
Политологи – 1,
Свободных искусств и наук – 1,
Геологии – 1.
Таким образом, в выезде приняли участие всего 48 обучающихся с 22 факультетов (кроме Медицинского и Прикладных коммуникаций).
От администрации университета на выезде присутствовали проректоры М.Ю. Лаврикова и С.П. Туник, А.А. Заварзин, начальник Управления по работе с молодежью В.А. Савинов, заместители начальника УРМ Е.А. Шенгер и В.В. Федоров.
Заседания и тренинги проводились в комнате 204 Дворца культуры и науки СПбГУ. Для проживания участники были размещены в комнатах Санатория-профилактория СПбГУ в общежитии № 23.
День 1, 24.11.2012
1.Тренинги.
Первая половина первого дня выезда была посвящена тренингам, которые для участников выезда подготовили преподаватели факультета психологии Церенова К.Д. и Шестакова К.С. В связи с тем, что с момента проведения образовательного выезда в апреле 2012 года на нескольких факультетах произошли перевыборы Президиумов студенческих советов, и в связи с участием большого количества членов студсоветов факультетов, первые тренинги были посвящены знакомству. Последующие упражнения были ориентированы на выявление лидерских качеств, приобретение навыков работы в команде, целеполагания и т.д.
По мнению участников, проведенные тренинги способствовали сплочению коллектива и установлению рабочей атмосферы перед запланированными заседаниями. И студенты, и тренеры остались довольны совместно проделанной работой.
2.Заседание.
После обеда участники выезда собрались на первое общее заседание. На данном заседании было запланировано провести выборы заместителя председателя Студсовета СПбГУ и начать обсуждение проблем, с которыми столкнулись члены студсоветов факультетов при составлении рейтингов для назначения повышенной академической стипендии в первом семестре 2012/2013 учебного года.
2.1. В начале заседания члены Студенческого совета и члены студсоветов и профбюро факультетов обсудили ситуацию, в которой оказался бывший заместитель председателя Студсовета Нургалиев Ж. Будучи студентом 4-го, выпускного, курса бакалавриата и председателем Студенческого совета Юридического факультета, Нургалиев Ж. был избран в Президиум Студсовета СПбГУ заместителем председателя 22.04.2012. Пункт 5.1.5 Положения о Студенческом совете СПбГУ гласит, что «срок действия полномочий членов Президиума Студенческого совета СПбГУ составляет 2 (два) года. Никто из них не может быть избран членом Президиума Студенческого совета СПбГУ на второй срок». Однако Нургалиев Ж. был отчислен из СПбГУ 31.08.2012 по уважительной причине, а именно: в связи с успешным окончанием обучения в бакалавриате и, следовательно, прекратил пребывание в должности зам. председателя Студсовета после 4 месяцев работы и в должности председателя Студенческого совета Юридического факультета. С 01.09.2012 Нургалиев Ж. был зачислен в СПбГУ на 1 курс магистратуры по направлению юриспруденция. В октябре Нургалиев Ж. был избран председателем Студенческого совета Юридического факультета и снова стал членом Студенческого совета СПбГУ. Возник вопрос: может ли Нургалиев Ж. (и в дальнейшем другой студент, член Студсовета СПбГУ, в аналогичной ситуации) участвовать в выборах на должность заместителя председателя Студсовета? Пункт 5.1.5 Положения не дает однозначного ответа на данный вопрос, т.к., с одной стороны, запрещает участвовать второй раз в выборах, но, с другой стороны, студент, поступивший в магистратуру, обновляет свой статус обучающегося для университета. Второй вариант толкования согласуется с принципами, активно используемыми в СПбГУ при назначении повышенной академической стипендии (когда для студентов 1 курса магистратуры не учитываются их достижения в учебной деятельности за промежуточные аттестации на предыдущей ступени образования), при предоставлении мест в общежитиях (когда студенты 1 курса магистратуры выселяются из общежитий на Васильевском острове и поселяются в общежития СПбГУ на общих основаниях наравне со студентами бакалавриата) и т.п. Кроме того, Нургалиев Ж. не смог реализовать свое право на 2 года полномочий. Более того, никто из действующих членов Президиума Студсовета СПбГУ (Баранов О., Федорищев А.) не сможет пробыть в данном статусе в течение положенных 2 лет, т.к. оба являются студентами выпускных курсов и будут отчислены 31.08.2013. Следовательно, выборы нового состава Президиума Студсовета (всех трех членов) будут досрочными. Для получения экспертного заключения по данному вопросу перед выездом был направлен запрос начальнику Юридического управления Ю.В. Пенову с просьбой дать заключение о правильной трактовке пункта 5.1.5 Положения. Ю.В. Пенов сообщил, что формулировка пункта 5.1.5 не позволяет сделать однозначный вывод по данному вопросу и что возможны два варианта. Это сообщение было доведено до членов Студсовета и всех присутствующих.
В защиту права Нургалиева Ж. участвовать в выборах выступили члены Студсовета Савельев А. (Математико-механический факультет), Зуевская А. (факультет Международных отношений), Данилин К. (Философский факультет), Пожемецкий Р. (Филологический факультет), которые апеллировали к тому, что бакалавриат и магистратура – это две независимые ступени образования по законодательству и это применяется в СПбГУ при решении других вопросов. Данилин К. предположил, что в аналогичной ситуации может оказаться студент, завершивший обучение в бакалавриате по одному направлению и поступивший в магистратуру по другому направлению обучения, и он снова может быть избран председателем студсовета уже другого факультета. В таком случае возможно участвовать в выборах? По существу, данная ситуация ничем не отличается от ситуации Нургалиева Ж.
Проректор М.Ю. Лаврикова предложила провести голосование по данному вопросу и выяснить мнение членов Студсовета, поскольку ситуация не однозначная и не учитывается в действующем Положении о Студенческом совете СПбГУ, и в дальнейшей работе СПбГУ учитывать этот прецедент.
Вопрос был поставлен на голосование: может ли студент, бывший членом Президиума Студсовета в течение неполного срока и исключенный из состава Президиума в связи с отчислением из университета по причине окончания обучения по программе бакалавриата, вновь избираться в состав Президиума Студсовета после поступления в магистратуру и будучи членом Студсовета СПбГУ?
Результаты голосования членов Студсовета СПбГУ: 19 – за, 1 – против (Исторический факультет), 2 воздержались (Нургалиев Ж. воздержался).
Таким образом, члены Студенческого совета СПбГУ посчитали возможным допустить Нургалиева Ж. до выборов заместителя председателя Студенческого совета СПбГУ.
Выборы было решено проводить тайно, аналогично выборам Президиума Студсовета 22.04.2012.
2.2. Выборы заместителя председателя Студенческого совета СПбГУ:
- Выдвижение кандидатур на должность заместителя председателя Студсовета СПбГУ:
1)Нургалиев Ж. (председатель Студсовета Юридического факультета) – выдвинул председатель Студсовета СПбГУ Баранов О.;
2)Данилин К. (председатель Студсовета Философского факультета) – самовыдвижение, «в качестве альтернативы и для поддержания конкуренции»;
3)Тихонова Н. (председатель Студсовета Восточного факультета) – выдвинул председатель профбюро факультета Свободных искусств и наук Худиков Р.
Председатель заседания по выборам заместителя председателя Студсовета – председатель Студсовета СПбГУ Баранов О.
Избрание секретаря заседания Студсовета СПбГУ по выборам заместителя председателя Студсовета:
Баранов О. предложил кандидатуру председателя Студенческого совета факультета Стоматологии и медицинских технологий Коско Л. Кандидатура поддержана членами Студсовета единогласно (22 голоса – за).
- Избрание мандатной комиссии:
Для регистрации участников голосования и выдачи бюллетеней Баранов О. предложил включить в состав мандатной комиссии: себя, Баранова О., Пожемецкого Р. (председателя Студсовета Филологического факультета), Худикова Р. (председателя профбюро факультета Свободных искусств и наук).
Предложенный состав мандатной комиссии был поддержан единогласно (22 голоса – за).
- Избрание счетной комиссии:
Для подсчета голосов в результате тайного голосования Баранов О. предложил включить в состав счетной комиссии следующих: Савельева А. (председателя Студсовета Математико-механического факультета), Чернышеву Л. (председателя Студсовета факультета Социологии), Кузнецова М. (члена Студсовета Геологического факультета).
Предложенный состав счетной комиссии был поддержан единогласно (22 голоса – за).
Члены комиссий заняли свои места.
Мандатная комиссия под роспись членов Студсовета СПбГУ выдала 22 бюллетеня для тайного голосования.
Для голосования был предоставлен перерыв в 5 минут. Голосование осуществлялось проставлением отметки напротив Ф.И.О. кандидата. Бюллетени после голосования опускались в урну. Через 5 минут, когда все проголосовали, урна была передана счетной комиссии. Для работы счетной комиссии был предоставлен 10-минутный перерыв в заседании.
Результаты работы счетной комиссии огласила член комиссии, председатель Студсовета факультета Социологии Чернышева Л.:
В урне обнаружены все 22 бюллетеня. 1 бюллетень был недействителен. 21 бюллетень – действителен. 21 голос разделился следующим образом:
13 голосов – за Нургалиева Ж.,
5 голосов – за Данилина К.,
3 голоса – за Тихонову Н.
Был поставлен вопрос об утверждении результатов голосования. Голосовали: 21 – за утверждение, 1 воздержался (Нургалиев Ж.).
Результаты работы мандатной и счетной комиссий, результаты голосования были зафиксированы протоколом № 1 от 24.11.2012 заседания Студенческого совета СПбГУ по выборам заместителя председателя Студсовета, подписанным секретарем заседания Коско Л., председателем Барановым О. и членами комиссий.
2.3. Далее участники выезда перешли к обсуждению проблем, с которыми столкнулись члены студсоветов факультетов при составлении рейтингов для назначения повышенной академической стипендии в первом семестре 2012/2013 учебного года. Обсуждение длилось до ужина, а также было продолжено после него.
В ходе обсуждения были перечислены более десятка проблем и вопросов, обсуждались способы их решения, члены студсоветов и профбюро обменивались опытом работы с документами, анкетами и студентами. Среди обсуждаемых вопросов были следующие:
1)Необходимость усовершенствовать критерии, утвержденные в марте 2012 года. Около половины студенческих советов хотели бы внести изменения в действующие системы критериев, утвержденные на заседании Ученого совета 26.03.2012, с целью большей адаптации критериев к представляемым документам, для снижения степени потенциального неоднозначного прочтения критериев, заложенных в Постановлении Правительства РФ от 18.11.2012 № 945.
2)Необходимость дополнительных критериев в ситуации, когда студенты набирают равное количество баллов. В течение года при назначении повышенной стипендии случалось так, что студенты, расположенные внизу рейтинга на границе квоты повышенных стипендий, выделенных на факультет, набирали одинаковое количество баллов по анкетам. В таком случае необходимо каким-либо образом и наиболее объективно различать таких студентов и принимать решение о включении одних студентов с таким баллом в список для назначения повышенной стипендии и отказывать в этом другим студентам. В ходе обсуждения данного вопроса ещё на заседании Студсовета 19.10.2012 был предложен вариант решения данной проблемы. В таких спорных случаях студенческие советы договорились ориентироваться на средний балл успеваемости, указываемый в пункте 7а анкеты: тот студент занимает более высокую позицию в рейтинге, у которого средний балл успеваемости больше. Если баллы у студентов равны, то необходимо сравнить баллы за достижения в научной деятельности и так далее по анкете до конца, пока спорная ситуация не будет разрешена.
3)По-прежнему среди студентов 1 курса магистратуры есть недовольные тем, что им не начисляются баллы за достижения в учебной деятельности. В этом случае необходимо вести разъяснительную работу со студентами и объяснять им о ступенчатой системе образования, об отчислении после бакалавриата и о прерывании обучения.
4)Предоставление документов на иностранных языках без перевода. Если в комиссии по рассмотрению заявлений-анкет входят лица, владеющие данным иностранным языком, то перевод документа можно не требовать. В ином случае студентам необходимо предоставлять документы в переводе на русский язык. При этом нотариальное заверение не требуется.
5)Определение периода учета документов, подтверждающих достижения. Поскольку достижения в научно-исследовательской, культурно-творческой и спортивной деятельности считаются действительными, согласно Постановлению Правительства РФ, в течение 2 лет до назначения повышенной стипендии, необходимо определить, с какого момента отсчитывать 2 года назад – от даты рассмотрения документов (обычно это середина периода назначения стипендии) или от даты первого дня первого месяца, с которого назначается выплата повышенной стипендии (например, 1 января или 1 сентября). В результате обсуждения члены студсоветов и профбюро сошлись во мнении, что в данном вопросе можно принять решение в пользу студентов, поскольку сдвиг между датой назначения стипендии и началом периода, за который стипендия выплачивается, происходит по объективным причинам, и студенты могут достичь успехов за этот промежуток времени.
6)Правила учета подтверждающих документов без точной даты выдачи или даты достижения (указан год без месяца и числа). Поскольку достижения в научно-исследовательской, культурно-творческой и спортивной деятельности считаются действительными в течение 2 лет до назначения стипендии, указание точной даты получения достижения является немаловажной информацией. В случае указания на документе, подтверждающем достижение, только года, участники выезда сошлись во мнении, что следует считать датой достижения 1 января этого года.
7)Случаи утери анкет и прикрепленных копий документов при передаче студенческим советам из учебных отделов. Необходимо внести в бланк анкеты строку: «Приложения - ____ листов». Также необходимо в обязательном порядке регистрировать подаваемые заявления и документы в журнале. Эта задача, как и прием заявлений, возложена на работников учебных отделов. Проректор М.Ю. Лаврикова предложила членам студсоветов по возможности принимать участие в этой работе.
8)Трудности при сопоставлении критериев, указанных в анкете достижений и подтверждающих документов. Было предложено, чтобы студенты на документах указывали пункты анкет, к которым они прилагаются.
9)Целесообразность выставление баллов за получение студентами именных стипендий (например, Потанинская стипендия). Присутствующие сошлись во мнении, что необходимо учитывать при начислении баллов те стипендии, для получения которых студенты проходят конкурсы.
10)Случаи давления на членов студсоветов со стороны студентов. При возникновении такой ситуации необходимо обращаться к членам стипендиальной комиссии, работникам учебных отделов и Управления по работе с молодежью.
11)Порядок учета документов о прохождении стажировок и практик. Присутствующие сошлись во мнении, что вопрос о рассмотрении таких документов может быть решен стипендиальной комиссией самостоятельно с учетом специфики стажировок и практик.
12)Правила учета публикаций в сети Интернет. Данный вопрос также необходимо решать индивидуально для каждого случая. Имеет смысл учитывать те публикации, который проходили определенный отбор перед публикацией.
По итогам обсуждения члены студсоветов и профбюро договорились учесть высказанные идеи и предложения в начале следующего семестра при подготовке изменений порядка назначения повышенной стипендии.
День 2, 25.11.2012
Заседание
Заседание представителей студенческих советов и профбюро факультетов в воскресенье было посвящено обсуждению способов оптимизации работы Студсовета СПбГУ. Баранов О. сообщил, что одним из способов такой оптимизации может быть создание из студентов, входящих в студсоветы, комитетов Студсовета или иных исполнительных органов, в том числе в качестве противовеса альтернативны органам студенческой активности.
В настоящее время организуется работа Комитета по работе с общежитиями, есть активные студенты (преимущественно в общежитиях ПУНКа), которые готовы оказывать помощь администрации Студгородка в уборке, охране и т.п. Также формируется Комитет по спортивно-оздоровительной работе. Группа инициативных студентов, в состав которых входят члены студенческих советов, уже имеет опыт организации спортивно-развлекательного мероприятия для студентов университета (в октябре в рамках выезда выходного дня на ОК «Университетский» было проведено мероприятие «Тапочка»). Кроме того, было принято решение о создании Информационного комитета или пресс-службы Студсовета. Однако этому комитету для работы не хватает активных студентов.
Наиболее часто обсуждаемой проблемой стало изменение состава Студсовета с целью увеличения эффективности работы и разрешения проблемы отсутствия кворума. Согласно Положению, в Студсовет входят председатели студсоветов факультетов (24), профбюро факультетов (16) и председатель Профсоюза студентов и аспирантов (1). Однако за все время работы Студсовет в полном составе не собирался ни разу. И если председатели студсоветов факультетов обычно присутствуют на заседаниях в количестве от 13 и более, то представители профсоюза обычно представлены в единичном количестве. Это не позволяет собрать кворум, необходимый для правомочного принятия решений по вопросам, по которым мнение Студсовета спрашивает администрация университета. В связи с этим членами Студсовета часто поднимается вопрос о целесообразности включения председателей профбюро факультетов в состав Студсовета, если участие в заседаниях им неинтересно, если у Профсоюза также проводятся свои заседания, выезды, собственная работа и т.п. Поэтому первым предложением по изменению состава Студсовета является исключение представителей Профсоюза, которые могут параллельно проводить собственные заседания в удобное им время и высказывать своё мнение по интересующим вопросам и озвучивать его наравне со Студсоветам администрации СПбГУ. В качестве альтернативы предлагается оставить в составе Студсовета только председателя Профсоюзной организации студентов и аспирантов СПбГУ Богатурова Д.С., который может выражать консолидированное мнение от лица организации. Инициаторами таких предложений активно выступают представители Студенческого совета Исторического факультета.
Проректор А.А. Заварзин, присутствовавший на заседании, сообщил участникам выезда, что изначально Студенческий совет СПбГУ задумывался как единый коллегиальный орган для всех обучающихся университета, в котором наиболее активнее и ответственные представители различных направлений обучения будут обсуждать актуальные вопросы и представлять администрации единой консолидированное мнение от лица всех обучающихся вуза. Если из состава Студсовета исключить представителей Профсоюза, то по некоторым вопросам у двух организаций могут быть два несовместимых мнения. В таком случае придется собирать всеобщую конференцию обучающихся для выработки единого мнения, что занимает дополнительное время и усилия. Проректор предложил рассмотреть также иные способы решения проблемы отсутствия кворума на заседаниях Студсовета.
Член Студсовета Савельев А. высказал следующее предложение: исключать из состава Студсовета за систематическое (3-4 раза подряд) непосещение заседаний независимо от принадлежности к студсоветам или профбюро. Савельев А. пояснил, что под «исключать» он понимает доведение до студсовета факультета, например, информации о том, что их председатель недобросовестно выполняет свои обязанности, не посещает заседания, и постановку вопроса о переизбрании председателя студсовета факультета. Если председатель студсовета факультета не может регулярно посещать заседания Студсовета по объективным причинам, то его обязанности в его отсутствие, согласно Положению, может выполнять его заместитель, или общим решением студсовета факультета (запротоколированным и заверенным членами президиума) необходимо выбрать делегата из состава студсовета факультета для участия в заседании Студсовета СПбГУ с правом голоса.
Таким образом, было предложено три варианта решения проблемы кворума: исключение из состава Студсовета всех представителей Профсоюза; исключение всех профоргов, кроме председателя Профсоюза; исключение на основании систематического непосещения. Обсуждение будет продолжено на следующих заседаниях при участии большего количества представителей Профсоюза.
Обсуждались также другие предложения по совершенствованию Положения о Студенческом совете СПбГУ:
1)Закрепить возможность для студентов, бывших членами Президиума Студсовета в течение неполного срока и исключенных из состава Президиума в связи с отчислением из университета по причине окончания обучения по программе бакалавриата, вновь избираться в состав Президиума Студсовета после поступления в магистратуру и будучи членом Студсовета СПбГУ. При этом срок не начинается заново, а продолжается с момента первого избрания в состав Президиума Студсовета (если отчисление из бакалавриата и поступление магистратуру произошли в течение одного календарного года).
2)Изменить порядок выбора членов Президиума Студсовета СПбГУ: в настоящее время в Положении определена процедура выбора всех трех членов Президиума одновременно, однако реальность показала, что иногда возникает необходимость избрания только одного из членов Президиума, например заместителя председателя. Эта процедура в Положении не определена. Предлагается избирать каждого члена Президиума отдельным голосованием.
3)Поскольку в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Студенческом совете СПбГУ Студсовет является органом самоуправления обучающихся, а также председателем профбюро факультета по Уставу Профсоюзной организации студентов и аспирантов СПбГУ может являться не только студент, но и аспирант (интер, ординатор), в состав Студсовета могут входить аспиранты. Однако по положениям большинства факультетов, но не всех (ПМ-ПУ, Философский, Психологии), аспиранты не могут принимать участие в формировании студенческих советов факультетов. Члены Студсовета предлагают привести положения факультетов в этом пункте к единообразию, чтобы предоставить аспирантам возможность участвовать в работе студенческих советов факультетов и Студсовета СПбГУ. Пользоваться этой возможностью или нет – право самих аспирантов.
Кроме того, предлагается синхронизировать выборы президиумов студенческих советов всех факультетов и Студсовета СПбГУ: в первой половине октября проводить выборы на факультетах, во второй половине октября – выборы Президиума Студсовета.
На этом заседание и выезд членов Студенческого совета СПбГУ, студсоветов и профбюро факультетов подошел к концу. Участникам был предоставлен 1 час свободного времени на сборы, выселение из общежития и подготовку к отъезду.